ЗАПОВЕДНЫЕ ТРОПЫ ПАВЛИКА И ЕЛЕНЫ

  • 16.06.2020
  • Новости
ЗАПОВЕДНЫЕ ТРОПЫ ПАВЛИКА И ЕЛЕНЫ
Первый год вольной жизни тигры Павлик и Елена, возвращенные в дикую природу весной 2019 года в Амурской области, провели благополучно и интересно, давая ученым ценные данные для анализа. Например, по сигналам с ошейников с GPS-модулями, надетых на хищников, ученым удалось установить, какие особо охраняемые территории успели посетить тигры за год.

Елена предпочла обосноваться на территории Хинганского государственного природного заповедника, крайне редко и ненадолго покидая его границы.

Тем не менее, в активе уже посещенных тигрицей особо охраняемых природных территорий, помимо постоянного места обитания, значатся такие ООПТ как Хингано-Архаринский федеральный заказник, а также ряд соседствующих с заповедником региональных ООПТ – заказники «Ганукан» и Андреевский.

«Елена зарекомендовала себя оседлой кошкой, которая выбрала постоянный участок обитания в заповеднике, и, если и отлучается с него, то ненадолго и недалеко. В основном это пределы охранной зоны заповедника. В своих прогулках тигрица нередко пересекает железную и автомобильную дороги, но делает это очень скрытно, не подвергая себя и других опасности. Охотится она так же искусно, недавно снова продемонстрировала свое мастерство, добыв косулю, которая, напомню, считается добычей не из простых. Причем, за трудными трофеями тигрица охотится не из нужды или из-за отсутствия других более доступных жертв. Вокруг полно кабанов, прямо у останков косули были обнаружены следы барсуков. Возможно, Елена знает, что за ней пристально наблюдают, и таким образом пытается продемонстрировать исследователям свое охотничье мастерство. Недавно хищница каким-то непостижимым образом смогла открыть одну из фотоловушек, теперь ее примеру последовал гималайский медведь, видимо подсмотрел и запомнил. Правда, вскрыл камеру он не так профессионально, как тигрица», - комментирует Вячеслав Кастрикин, заместитель директора Хинганского государственного заповедника по научной работе.

Останки косули на кластере Елены. Автор фото: Вячеслав Кастрикин, Хинганский заповедник

А вот Павлик показал куда большую страсть к пешеходному экологическому туризму, посетив за год аж 10 особо охраняемых природных территорий в Амурской области. Недолго пожив в Хинганском заповеднике и Хингано-Архаринском заказнике, тигр встал на тропу походной жизни и до сегодняшнего момента с неё не сходит.

Большую часть своей дикой жизни Павлик последовательно изучает труднодоступные районы Амурской области, штурмуя географические рекорды своих ранее возвращенных в естественную среду обитания собратьев.

Молодой тигр уже успел наведаться к Бурейскому водохранилищу, посетить берега реки Зеи, сходить к северной границе с Хабаровским краем и снова вернуться к Бурейскому водохранилищу. Маршруты Павлика так или иначе пролегали через ряд региональных ООПТ: заказники «Ганукан», Андреевский, Завитинский, Верхнезавитинский, Ташинский, Бирминский, «Мальмальта», а также через Бурейский природный парк.

"Минул год с момента выпуска тигров, и сейчас мы можем констатировать, что "выпускники" центра реабилитации сдали все экзамены, кроме самого трудного и ответственного – пока не обзавелись потомством, но им пока и рано. В предстоящий год жизни и Павлик, и Елена вступят в половозрелый возраст, поэтому ждем от них приятных "сюрпризов". Тем не менее, стоит понимать, что даже если тигр опасается людей и умеет прекрасно охотиться, то это не гарантирует ему, что он не попадет в неприятность. Процент естественной гибели тигров довольно высок, поскольку жизнь на воле для хищников – это ежедневное испытание.  В любой момент они могут получить травмы, подхватить болезнь, быть поверженными более сильным хищником или просто утонуть при переправе через реку. Надеемся, что Павлик и Елена смогут избежать подобных ситуаций и проживут долгую и счастливую тигриную жизнь. - комментирует Сергей Арамилев, генеральный директор Центра «Амурский тигр», - Важно, что Павлик и Елена сторонятся людей, особенно самец, который насколько далеко от населенных пунктов, что у специалистов нет иной возможности заверять его кластеры, кроме как на вертолете. Благо, что по ранее собранной информации с мест его пребывания (прим. места охоты Павлика от специалистов отделяет обширные болота, которые преодолимы только в зимнее время года) мы знаем, что копытных животных там хватает, что, в совокупности с поступающими данными с ошейников, позволяет быть уверенными, что Павлик успешно охотится". 

Отметим, что ценные данные для изучения тигров ученые получают благодаря стабильной работе GPS-модулей, встроенных в ошейники, которыми «экипировали» хищников перед выпуском на волю. Специалисты имеют возможность практически в реальном времени отслеживать местоположение хищников, а также исследовать их маршруты и места длительного пребывания. Это позволяет получать ценную информацию об объектах питания хищников и собирать биоматериал для анализа.

Напомним, что Павлика и его сестру Елену изъяли из дикой природы вместе с матерью в феврале 2018 года. Взрослая тигрица повадилась охотиться на собак в селе Алексей-Никольское Приморского края. Меры по отпугиванию, предпринятые специалистами конфликтной группы приморского охотнадзора, результата не принесли, и было решено отловить хищницу в целях её же безопасности.

Отловив тигрицу, специалисты установили, что у нее есть тигрята. Малышей, которым на тот момент было около 6-7 месяцев от роду, решили не оставлять одних в тайге, где им с высокой долей вероятности грозила гибель. В течение месяца тигрят благополучно отловили и доставили к матери в Центр реабилитации.

Ряд проведенных специалистами обследований показали, что взрослая тигрица, к огромному сожалению, не имеет шансов вернуться в дикую природу из-за проблем определённого рода. В марте 2018 года она отправилась в Красноярский зоопарк. Тигрята же больше года находились в Центре реабилитации, где их готовили к возвращению в дикую природу.

15 мая 2019 года тигров доставили к месту выпуска в Амурскую область, где поместили в специально оборудованный временный вольер для адаптации.

Спустя неделю, 23 мая 2019 года, специалисты дистанционно открыли двери вольера, и тигры отправились на свободу.