В Приморье на два с половиной года закрыли охоту на кабана

  • 23.01.2023
  • Новости
В Приморье на два с половиной года закрыли охоту на кабана
Популяция кабана – основного объекта рациона краснокнижного амурского тигра – пострадала от эпизоотии африканской чумы свиней и за последние четыре года сократилась в Приморском крае в три с половиной раза. Временный запрет на охоту не него вводится для исправления негативной тенденции.

Запрет на охоту на кабана продлится с 1 февраля 2023 года по 30 сентября 2025 года. Инициатива по введению указанной меры принадлежит Управлению по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий Приморского края и Центру «Амурский тигр». Запрет планировалось ввести еще в прошлом году, но тогда профильный департамент Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации согласовал лишь пятидесятипроцентное ограничение на добычу. В этом году удалось добиться полного запрета.

«По данным учета 2022 года на территории Приморского края обитало около 18 тысяч кабанов, что в три с половиной раза ниже, чем в 2019 году, когда в ареале амурского тигра началась эпизоотия африканской чумы свиней, — рассказывает Первый заместитель министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Алексей Суровый. – Редкие хищники существенно скорректировали свою кормовую базу и переориентировались на другие виды копытных животных, численность которых в Приморье на протяжении последних 10 лет растет, но, в случае дальнейшего сокращения популяции кабана, даже для такого высокоадаптивного зверя как тигр могут наступить последствия».

Введение запрета на охоту на кабана было согласованно с охотпользователями, природоохранными организациями и научным сообществом, и встречено с пониманием настоящими охотниками. Это взвешенное и обдуманное решение, направленное на сохранение биологического разнообразия. По расчетам специалистов, популяция дикого кабана в ареале амурского тигра полностью восстановится через 3-4 года.

«От кабана зависит благополучие не только амурского тигра, но и людей, живущих в селах, таежных населенных пунктах за счет добычи копытных животных. Для них охота на кабана – это не спортивный интерес, а способ обеспечить себя и свою семью мясом. Принимаемые меры положительно скажутся и на тиграх, и на людях, — говорит генеральный директор Центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев. — Кабан имеет свойство быстро восстанавливать свою популяцию, когда для этого созданы подходящие условия, и ограничение антропогенного влияния можно рассматривать как одно из таких условий».

До эпизоотии африканской чумы свиней кабан составлял около 60% рациона амурского тигра. Сокращение его доли по большей степени компенсировалось за счет косули. Ловить ее тигру, правда, сложнее: переходы дольше, мяса меньше. Изменения в рационе обнажили еще одну проблему. 

С формированием высокого уровня снежного покрова косуля начинает концентрироваться возле полей, прилегающих к населенным пунктам. А там, где люди, там часто и свалки бытовых отходов, на которых в стаи сбиваются беспризорные собаки. Тигр, пришедший за косулями, начинает охотиться на беспризорных собак, а после переключается и на домашних, об укрытии которых на ночь не позаботились их владельцы. Ситуация может усугубляться, если в населенных пунктах нет уличного освещения, а заборы установлены лишь номинально. Как следствие — рост количества конфликтных ситуаций.

Однако, увеличение популяции кабана, которое рано или поздно произойдет, не решит всех проблем. Тигры продолжат заходить в поселки и прибирать собак и сельскохозяйственных животных до тех пор, пока главы населенных пунктов не наведут порядок на территориях, за которые они в ответе, а местные жители не начнут заботиться о своем имуществе и более ответственно относиться к окружающему их миру. Просто это будет происходить реже.

Заглавное фото: Евгений Табалыкин