Как рассказал заместитель директора Хинганского государственного заповедника по научной работе Вячеслав Кастрикин, в ходе недавнего полевого выезда специалистам удалось проверить кластеры Елены – скоплений "точек" на небольшом расстоянии друг от друга, определенных посредством анализа с водруженного на тигрицу перед выпуском ошейника с GPS-модулем.
Останки самки изюбря на одном из кластеров Елены. Фото: Михаил Парилов
«Обследовали четыре кластера тигрицы как в заповеднике, так и в охранной зоне, в каждом из них обнаружили останки добытых ей жертв. На двух найдены останки кабанов – подсвинка (возраст более года) и поросёнка до года, на еще двух – останки енотовидной собаки и взрослой изюбрихи. Видно, что проблем с охотой у Елены нет, и она, в зависимости от ситуации, может добывать жертв разных размеров и в разных местах, как в заповеднике, так и в охранной зоне», - рассказал Вячеслав Кастрикин.
Останки изюбря. Фото: Михаил Парилов
По словам специалиста, тигрица периодически покидает ООПТ, но далеко от охраняемой территории не уходит. Такой же тактики придерживается и её брат Павлик: как показали данные с ошейника, тигр полмесяца бродил по охранной зоне заповедника вдоль границы с Еврейской автономной областью, но недавно снова вернулся в границы ООПТ.
"Задиры" Елены на дереве. Фото: Михаил Парилов
«Довольно дождливая погода в Приамурье постоянно приводила к сбоям в работе ошейников: данные приходили с большим опозданием, порой сигнала не было по несколько дней, поэтому нам всем пришлось поволноваться. Потом, конечно, все данные пришли, и группа мониторинга смогла установить все особенности перемещения тигров за это время. Павлик, как казалось, решился на «побег», но граница двух субъектов как будто током его ударила, как только он её пересёк, и он развернулся на 180 градусов и вернулся обратно в заповедник. Елена тоже изменила свои маршруты, отточенные за три месяца, и даже мельком попалась на глаза гражданам, когда переходила дорогу. Всё это объяснимо: тигры чувствуют приближение зимы и начинают обследовать новые территории, где возможно у них будет зимний участок обитания. Для нас важно, что пока они находятся в лесу с достаточным количеством копытных животных и не причиняют беспокойство людям, предпочитая довольно отдаленные участки леса, где население не ведет хозяйственную деятельность», - комментирует Сергей Арамилев, генеральный директор Центра «Амурский тигр».
Останки кабана. Фото: Марина Бабыкина
Напомним, что данные о «дикой» жизни Павлика и Елены специалисты получают благодаря стабильной работе ошейников с GPS-модулем, водруженных на хищников перед выпуском. Сигналы с ошейников рассказывают о местонахождении и перемещениях хищников, а также позволяют учёным узнать, на кого они охотятся и чем питаются.
При поддержке и участии Центра «Амурский тигр» специалисты Хинганского заповедника, МРОО «Центр «Тигр» и ГБУ «Дирекция по охране и использованию животного мира и ООПТ Приамурья» проводят регулярные проверки отмеченных кластеров.
Совсем скоро специалисты расширят наблюдение за реинтродуцированными хищниками за счет фотоловушек. Установка автоматических фотокамер запланирована на середину осени, после наступления первых заморозков. Автоматические камеры будут установлены в границах участков, которые тигры выбрали для постоянного обитания.
Напомним, что Павлика и его сестру Елену изъяли из дикой природы вместе с матерью в феврале 2018 года. Взрослая тигрица повадилась охотиться на собак в селе Алексей-Никольское Приморского края. Меры по отпугиванию, предпринятые специалистами конфликтной группы приморского охотнадзора, результата не принесли, и было решено отловить хищницу в целях её же безопасности.
Отловив тигрицу, специалисты установили, что у нее есть тигрята. Малышей, которым на тот момент было около 6-7 месяцев от роду, решили не оставлять одних в тайге, где им с высокой долей вероятности грозила гибель. В течение месяца тигрят благополучно отловили и доставили к матери в Центр реабилитации.
Ряд проведенных специалистами обследований показали, что взрослая тигрица, к огромному сожалению, не имеет шансов вернуться в дикую природу из-за проблем определённого рода. В марте 2018 года она отправилась в Красноярский зоопарк. Тигрята же больше года находились в Центре реабилитации, где их готовили к возвращению в дикую природу.
15 мая 2019 года тигров доставили к месту выпуска в Амурскую область, где поместили в специально оборудованный временный вольер для адаптации.
Спустя неделю, 23 мая 2019 года, специалисты дистанционно открыли двери вольера, и тигры отправились на свободу.