«КОРМИЛИЦА» ЕЛЕНА: СПЕЦИЛИСТЫ ОТСЛЕДИЛИ, КТО КОРМИТСЯ СО «СТОЛА» ВОЗВРАЩЕННОЙ В ПРИРОДУ ТИГРИЦЫ

  • 17.07.2020
  • Новости
«КОРМИЛИЦА» ЕЛЕНА: СПЕЦИЛИСТЫ ОТСЛЕДИЛИ, КТО КОРМИТСЯ СО «СТОЛА» ВОЗВРАЩЕННОЙ В ПРИРОДУ ТИГРИЦЫ
Тигрица Елена, возвращенная в дикую природу вместе с братом Павликом весной 2019 года в Приамурье, не только стабильно обогащает специалистов ценными научными данными, но и вносит вклад в сохранение биоразнообразия Хинганского заповедника, где постоянно обитает. Так, остатки трапез хищницы становятся дополнительным «пайком» для многих видов млекопитающих и птиц, помогая им выжить в суровых условиях приамурской зимы.

Любопытные данные получили специалисты, осуществляющие мониторинг реинтродуцированной тигрицы Елены в границах и охранной зоне Хинганского заповедника.

Выполняя полевые заверки кластеров (мест длительного пребывания, определяемых по сигналам с ошейника с GPS-модулем) хищницы, специалистам трудно было не заметить по следам, что остатки трапез Елены активно посещаются другими животными. Для того, чтобы посмотреть, как проходят «застолья» на останках жертв тигрицы, и кто в них участвует, ученые установили несколько фотоловушек.

По полученным материалам, удалось установить, что добытые Еленой останки косули и кабана, привлекли, как минимум, 5 видов птиц (поползень, сойка, большеклювая ворона, голубая сорока, беркут) и 9 видов млекопитающих (белка, маньчжурский заяц, соболь, харза, енотовидная собака, лисица, волк, бурый медведь и кабан).

«В негласном гимне охотоведов есть строчка "И тайга скучает без меня", а в нашем случае - дальневосточный лес (прим. тайга - это хвойный лес, а на Дальнем Востоке в местах, где лучше всего живется тигру - хвойно-широколиственный лес со своим особенным составом) не то, что скучает, он не может существовать без тигра. Павлик и Елена не пришли в чуждую им среду, они вернулись "домой" на правах хозяев. И их новый «дом» с появлением хозяев окрепнет и станет более "ухоженным". Многие даже не задумаются о действительной роли хищников в экосистемах, справедливо считая, что они могут только понижать количество видов-жертв. На самом деле, наличие отдельных видов хищников, к примеру, тигра, вызывает у видов-жертв ответную реакцию в виде увеличения численности без оглядки на запасы необходимых им кормовых ресурсов. В добавок к этому хищник обеспечивает "едой" многие виды животных. Из-за особенностей строения челюстей тигр в отличие от гиен или волков не разгрызает кости основательно, предпочитая слизывать и скусывать мякоть мышц, поэтому на останках его жертвах всегда есть что пожевать. Важно и то, что тигр регулирует численность других хищников - волков, медведей и других, кто попадется под лапу. Не стоит удивляться появлению на видео зайца и белки, ведь белковая пища очень важна для жизни, но данные животные сами добыть никого не могут, а вот если уже есть в наличии, то почему бы не поесть, раз стол накрыт», - комментирует Сергей Арамилев, генеральный директор Центра «Амурский тигр».

По словам Вячеслава Кастрикина, заместителя директора Хинганского заповедника по научной работе, полученные сведения свидетельствуют о том, что появление тигрицы в экосистеме заповедника благоприятно сказывается на жизни других его обитателей.

«Останки жертв тигра становятся подспорьем для многих обитающих в заповеднике зверей и птиц, особенно в зимний период. По видеокадрам видно, что останками жертв тигрицы Елены воспользовался и редкий вид птиц – беркут. По окрасу видно, что это молодая птица, для которой зимой основной пищей является падаль. Безусловно, остатки трапез Елены существенно помогли ему в зимний период, когда самостоятельно добыть пищу в силу отсутствия опыта ему крайне трудно. Активно посещали "кластеры" Елены самые разные млекопитающие. Особенно отмечу енотовидных собак, для которых останки тигриной трапезы – это вообще «манна небесная». Обычно енотовидная собака зимой впадает в сон, некий аналог медвежьей спячки, а если зима теплая или зверек не нагулял "жир", то ему приходится зимой носиться в поисках корма. А это непростая задача, так как мышевидных из-под глубокого снега ему не добыть, лягушки находятся подо льдом, до насекомых тоже не добраться. В этот очень тяжелый для данного вида период падаль фактически является единственным шансом выжить», - комментирует Вячеслав Кастрикин.

Отметим, что ценные данные о жизни реинтродуцированных тигров ученые получают благодаря стабильной работе GPS-модулей, встроенных в ошейники, которыми «экипировали» хищников перед выпуском на волю. Специалисты имеют возможность практически в реальном времени отслеживать местоположение хищников, а также исследовать их маршруты и места длительного пребывания. Это позволяет получать ценную информацию об объектах питания хищников и собирать биоматериал для анализа.

Напомним, что тигрица Елена и ее брат Павлик были возвращены в дикую природу в мае 2019 года после длившегося более года курса реабилитации в Центре реабилитации тигров и других редких животных (МРОО «Центр «Тигр») в Приморье.

Выпуск хищников осуществили в Архаринском районе Амурской области, неподалеку от границ Хинганского государственного заповедника «мягким способом»: специалисты поместили привезенных из Приморья животных в специально построенный для них временный вольер, в котором они провели восемь дней.

Это позволило животным отойти от стресса от транспортировки и резкой смены обстановки, чтобы подойти к ответственному шагу в дикую природу в хорошем состоянии. 23 мая 2019 года двери вольера открыли, и тигры оказались на свободе, где уже благополучно живут больше года.

Елена обосновалась на территории Хинганского государственного природного заповедника, крайне редко и ненадолго покидая его границы, а ее брат Павлик, недолго пожив в заповеднике и соседнем Хингано-Архаринском заказнике, встал на тропу походной жизни и до сегодняшнего момента с неё не сходит. Большую часть своей дикой жизни Павлик последовательно изучает труднодоступные районы Амурской области, штурмуя географические рекорды своих ранее возвращенных в естественную среду обитания собратьев.

Напомним, что Павлика и Елену изъяли из дикой природы вместе с матерью в феврале 2018 года. 

Взрослая тигрица повадилась охотиться на собак в селе Алексей-Никольское Приморского края. Меры по отпугиванию, предпринятые специалистами конфликтной группы приморского охотнадзора, результата не принесли, и было решено отловить хищницу в целях её же безопасности.

Отловив тигрицу, специалисты установили, что у нее есть тигрята. Малышей, которым на тот момент было около 6-7 месяцев от роду, решили не оставлять одних в тайге, где им с высокой долей вероятности грозила гибель. В течение месяца тигрят благополучно отловили и доставили к матери в Центр реабилитации.

Ряд проведенных специалистами обследований показали, что взрослая тигрица, к огромному сожалению, не имеет шансов вернуться в дикую природу из-за проблем определённого рода. В марте 2018 года она отправилась в Красноярский зоопарк. Тигрята же больше года находились в Центре реабилитации, где их готовили к возвращению в дикую природу.

15 мая 2019 года тигров доставили к месту выпуска в Амурскую область, где поместили в специально оборудованный временный вольер для адаптации. Спустя неделю тигры отправились на свободу.