Ключевая сессия, посвященная сохранению биоразнообразия, состоялась в рамках ВЭФ

  • 04.09.2016
  • Новости
Ключевая сессия, посвященная сохранению биоразнообразия, состоялась в рамках ВЭФ

В рамках Второго Восточного экономического форума состоялась ключевая сессия «Сохранение биоразнообразия и поддержание экологического баланса в Азиатско-тихоокеанском регионе».

В ней приняли участие спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, Председатель Наблюдательного Совета АНО «Дальневосточные леопарды» Сергей Иванов, помощник президента РФ – глава Контрольного управления президента РФ, Председатель Наблюдательного совета АНО «Центр «Амурский тигр» Константин Чуйченко, министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, руководители крупнейших компаний России, а также эксперты по вопросам изменения климата.

Участники сессии обсудили возможности для инвестиций в проекты по сохранению редких животных и борьбу с браконьерством. Публикуем полный текст выступления Константина Чуйченко, Председателя Наблюдательного совета Центра «Амурский тигр». 

Мария Моргун, модератор сессии: … Константин Анатольевич Чуйченко, я знаю, что у Центра «Амурский тигр» довольно-таки неплохой опыт в этом (в области борьбы с браконьерством) вопросе. Так как все-таки бороться с браконьерством, ведь здесь, на Дальнем Востоке, как мы знаем, для многих, к сожалению, кто вовлечен в эту теневую деятельность – это фактически образ жизни, какую нашли управу на браконьеров?

Константин Чуйченко:

Сразу хотел бы сказать, что положение меняется и меняется к лучшему. Действительно, браконьерство — это основная угроза для популяции амурского тигра и других краснокнижных животных, но та статистика, которая есть на сегодняшний день, говорит о том, что мы движемся в правильном направлении.

У нас есть экспертные оценки, согласно которым Россия раньше ежегодно теряла от 70 до 100 особей амурского тигра. На сегодняшний день, благодаря таким мерам как ужесточение законодательства и улучшение антибраконьерской работы со стороны правоохранительных органов и природоохранных организаций, эксперты называют цифру в 20-30 особей. Надо отметить, что характер совершаемых преступлений тоже изменился: сейчас уже нет браконьерства как образа жизни – мы побороли бытовое браконьерство. Сегодня уже считается дурным тоном иметь у себя в доме шкуру амурского тигра или дальневосточного леопарда,  трофейная охота на сегодняшний день уже не устраивается.

 Но надо отметить, что браконьерство на сегодняшний день приобрело более изощренную форму – с серьезными конспиративными механизмами высочайшего уровня. Основной потребитель продуктов охоты на краснокнижных животных находится в Китае, это связано с тем, что их дериваты используются в китайской народной медицине.

Мы считаем, что победить предложение на рынке дериватов невозможно без успешной работы по снижению спроса на продукты браконьерства. Мы ставим под сомнение полезность этих продуктов и приписываемые им в китайской медицине чудодейственные свойства. В скором будущем мы ожидаем результатов конкретных исследований, которые мы заказали в научных организациях. Но, даже если случится так, что  ученые подтвердят целебные свойства таких продуктов – мы готовы развернуть кампанию по разъяснению населению морально этической позиции о том, что невозможно поправлять здоровье человека, убивая ценных животных – это просто безнравственно и аморально.

Также мы считаем, что надо продолжать работу, направленную на усиление ответственности за такие преступления, и на сегодняшний день в судебной практике имеется порядка 10 приговоров, которые в резолютивной части содержат наказание в виде лишения свободы. Но, тем не менее, мы считаем, что этого недостаточно и необходимо поднимать тяжесть этих преступлений минимум до уровня средней тяжести, что позволит включить все механизмы, которые предусмотрены законом об оперативно-розыскной деятельности.

В ближайшем будущем мы планируем создание кордонной инфраструктуры в ареале амурского тигра. Считаем, что необходимо вернуться к советскому опыту, когда в лесах были опорные пункты, что позволит обеспечить присутствие там правоохранительных органов, а также позволит научным организациям выезжать туда и вести необходимые исследования. И, конечно же, мы не можем не отметить тут роль наших спонсоров и выразить им искреннюю признательность и благодарность за то, что мы имеем возможность достаточно эффективно заниматься этой работой.

Мария Моргун: Константин Анатольевич, последний вопрос. Если начать сажать браконьеров за убийство краснокнижных животных, например, тигра, как за убийство людей, может быть тогда и перестанут этим бизнесом заниматься?

Константин Чуйченко:

Мне кажется это вопрос нравственных обсуждений и общественных оценок.  Все-таки я думаю, что человеческая жизнь - она дороже, и я бы не ставил их на одну линейку – это мое личное мнение. Тем не менее, мне кажется, это вопрос общественной дискуссии, но то, что надо ужесточать наказание и поднимать тяжесть этих преступлений – это однозначно.

Еще хотелось бы сказать, поскольку Сергей Борисович анонсировал работу по национальному парку Бикин, можно я тоже пару слов буквально скажу. Позавчера мы проводили совещание и, как мне кажется, ключевой вопрос по этой работе сейчас это обеспечение интересов и создание комфортных условий для коренных малочисленных народов, проживающих на этой территории. Эти народности составляют более 90% населения, проживающего на этой территории и очень важно учесть их права и предоставить им возможность заниматься тем, чем они веками занимались, поставив все эти промыслы под контроль. Вчера мы встречались с руководством общины, которая, кстати, называется «Тигр», и договорились о том, что мы будем эту работу начинать, мы согласовали кандидатуру будущего директора, который будет комфортен и для них, и для Министерства природных ресурсов. В ближайшем будущем будут внесены изменения в действующее законодательство, которые обеспечат житейский и производственный комфорт. В дальнейшем, в этой работе по сохранению природы этого уникального места, известного как «Русская Амазонка» мы будем опираться на людей, которые исторически там проживают.