Благодаря принимаемым государством и природоохранными организациями мерам, сохраняется уникальный природный комплекс юга Дальнего Востока России, чему свидетельствует увеличение и стабилизация популяции амурского тигра на уровне 750 особей. Достаточны ли меры для сохранения уникальной природы и как достичь гармонии между людьми и хищниками обсудили на заседании комитета Совета Федерации по природопользованию.
В настоящее время в России действует вторая редакция Стратегии по сохранению амурского тигра, принятая еще в 2010 году. Ее реализация принесла свои плоды – популяция хищника увеличилась до 750 особей. В третьей редакции Стратегии, которая должна быть принята в этом году, учтены новые угрозы для амурского тигра, объектов его питания и местообитания и предложены пути их преодоления. Предложенные в ней комплексные меры обсуждали назаседании Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации.
Провел заседание глава Комитета Александр Двойных. В обсуждении темы принял участие Министр юстиции России, заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Сахарова. Министр юстиции России Константин Чуйченко, статс-секретарь – заместитель Министра юстиции России Андрей Логинов, советник руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов, генеральный директор Центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев, заместитель председателя правительства Хабаровского края Дарий Тюрин, представители Минприроды России, Правительств Хабаровского и Приморского края.
«Наш Комитет провел большую работу с представителями Хабаровского края, проанализировал обращения граждан. Установлены причины появления хищника в окрестностях населенных пунктов и сформированы предложения по их устранению. В решении этого вопроса приоритетом является обеспечение безопасности человека», — сказал сенатор Александр Двойных.
Также сенатор отметил, что есть те, кто считает, что амурский тигр в перспективе может стать объектом охоты. Но это не обсуждается — против и все научное сообщество, и люди, которые охраняют популяцию.
С чем же связан отмечаемый рост количества конфликтных ситуаций между амурским тигром и человеком за последние пять лет? На это повлияла совокупность сразу нескольких факторов.
Во-первых, самым важным фактором является изменение методики фиксации конфликтных ситуаций.
Направление «Разрешение конфликтных ситуаций между крупными хищниками и человеком» относительно молодое для нашей страны и активно начало развиваться лишь около 40 лет назад. Долгое время случаи нападения тигра на собак чаще всего фиксировали просто по факту произошедшего: «Тигр давит собак в населенном пункте N». Со временем ввели понятие «эпизоды» в рамках каждой конфликтной ситуации, общее число которых могло доходить до 20-30. При этом ситуация оставалась одна, как, собственно, и тигр, который создавал её. Позднее от такого разделения отказались, и ситуации стали «группировать» по конфликтным тиграм. Иными словами, раньше количество конфликтных ситуаций соответствовало тиграм, которые их создают.
В современном виде, который приобрела система учёта конфликтных ситуаций, каждый случай пропажи собаки или иного животного отмечается как отдельная конфликтная ситуация. Каждый визуальный контакт с тигром, и на лесной дороге или тропинке, и на трассе, и на окраине населенного пункта также отмечается как конфликтная ситуация. Прежде этого не было и если пересчитать данные о конфликтных ситуациях, которые были до реформы системы учёта, то увидим, что взрывного роста их числа нет.
Во-вторых, широкое распространение среди населения средств фото- и видеофиксации, а также развитие каналов передачи информации (социальные сети и «мессенджеры»).
Прежде ничего подобного не было. О многих конфликтных ситуациях граждане не сообщали или сообщали только главе поселения/ участковому, который уже самостоятельно принимал дальнейшее решение и в большинстве случаев информации дальше не уходила. В архивных документах ведомства, занимавшегося разрешением конфликтных ситуаций с тигром с 2001 по 2013 годы, нередко встречается сведения, что о той или иной конфликтной ситуации инспекторы узнавали случайным образом, заехав в придорожное кафе или какой-то отдаленный населенный пункт по другим делам.
Сейчас специалисты фиксируют практически 100% конфликтных ситуаций, о которых хотят сообщить граждане. На это повлияло и развитие средств коммуникации, и запуск «горячих линий» Служб охотничьего надзора и усиление их взаимодействия с МЧС регионального и федерального уровня, а также с подразделениями полиции. Есть у этого и обратная сторона — резкий рост ложных сообщений, не все из которых успевают проверить, и они попадают в официальную статистику. Зачастую для того, чтобы проверить ложную информацию требуются значительные усилия и время.
В-третьих, распространение заведомо ложной информации о биологии амурского тигра и мерах по его сохранению.
Прежде: ситуация аналогична предыдущему пункту. Многочисленные домыслы и мифы о «жестокости» и «кровожадности» тигра появились еще во времена начала освоения Дальнего Востока в середине XIX века и были основаны на плохом знании повадок и поведения хищника.
С развитием средств коммуникации невежественные и, что самое главное, необоснованные толкования о тигре получили «вторую жизнь» среди местных жителей, а также были подхвачены некоторыми СМИ, которые в погоне за охватами аудитории сообщают о тех или иных событиях в провокационном, побуждающим к комментированию ключе. В случаях с ситуациями, связанными с тиграми, нередко используется контекст «слишком много, пора отстреливать».
Как итог — увеличивающееся количество раненых тигров, так называемых «подранков», которые, в свою очередь, создают новые конфликтные ситуации. Так, зимой 2023/2024 в Приморском крае большую часть конфликтных ситуаций и больше всего шума в социальных сетях создали 3 хищника. У двоих из них обнаружены застарелые огнестрельные ранения. У третьего — травма передней лапы, нанесенная человеком. Аналогичная ситуация с тиграми, отловленными в Хабаровском крае зимой 2022/2023 годов.
В-четвертых, эпизоотия африканской чумы свиней и последовавшее за этим изменение в рационе тигра.
Прежде высокая численность кабана позволяла тигру «пасти» стадо, не уходя от него далеко, что увеличивало выживаемость тигрят в первый год их жизни, так как самки не приходилось их надолго оставлять.
Сейчас еды тигру по-прежнему хватает, но у хищника изменилась доля отдельно взятых копытных животных в рационе. Долю «выпавшего» кабана заняли другие копытные животные, чья численность выросла, и тигр, перемещаясь за ними, может подходить чаще, чем раньше к населенным пунктам, так как косуля и пятнистый олень тяготеют к сельскохозяйственным полям, которые расположены рядом с населенными пунктами. Особенно ярко это выражается при охоте на косулю, которая в периоды многоснежья спускается в долины, где находятся сельскохозяйственные поля, прилегающие к населенным пунктам.
Рабочей группой по разработке обновленной редакции Стратегии сохранения амурского тигра, в которую вошли представители государственных и общественных организаций, задействованных в работе по разрешению конфликтных ситуаций, разработан комплекс мер, которые позволят разрешить сложившуюся ситуацию.
Ряд указанных в Стратегии мер определен как первоочередные.
Министр юстиции, глава наблюдательного совета Центра «Амурский тигр» Константин Чуйченко попросил сенаторов поддержать озвученные предложения, добавив, что вопросы охраны амурского тигра тянут за собой решение всех экологических проблем, «а далее уже идут социальные проблемы, которые есть в ареале амурского тигра». Министр подчеркнул, что нельзя, занимаясь охраной тигра, не думать о людях, которые живут там.
По итогам заседания участниками совещания принят протокол, согласно которому рекомендуется в возможно короткие сроки утвердить разработанный новый вариант редакции «Стратегию сохранения амурского тигра в Российской Федерации» и приступить к разработке Плана мероприятий по ее реализации, предусмотрев в нем:
- снижение допустимого объема изъятия древесины в спелых дубовых насаждениях в местах обитания амурского тигра;
- внесение изменений в Правила охоты в части ограничения использования (или определения особых условий использования) тепловизоров и приборов ночного видения при проведении охоты в ареале амурского тигра, а также запрета боеприпасов с дозвуковой скоростью и устройств, заглушающих звук выстрела, и иных подобных приборы в ареале амурского тигра.
- определение комплекса мероприятий, направленных на реабилитацию и выпуск конфликтных тигров в дикую природу с учетом мнения научного сообщества.
- разработку и утверждение единой методики фиксации конфликтных ситуаций между амурским тигром и человеком;
- проведение комплексного анализа проектов освоения лесов в отношении лесных участков, расположенных в местах обитания амурского тигра, в части соответствия запланированных мероприятий по охране объектов животного мира и проектируемых ежегодных объемов заготовки кедрового ореха целям обеспечения достаточной кормовой базы амурского тигра.
Кроме этого, участниками совещания предложено создать механизм государственного страхования и возмещения за ущерб, нанесенный тигром сельскохозяйственным животным; утвердить показатели минимальной численности дикого кабана в ареале тигра не менее 3,0 особей на 1 000 га охотничьих угодий, а при ее снижении ниже этого показателя закрывать на него охоту; создать на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в ареал тигра, государственных центров реабилитации тигров и других редких животных, обеспеченных штатными единицами и оборудованных всем необходимым для лечения и реабилитации изъятых краснокнижных животных.
В завершении разберем два популярных мифа, распространяемых вокруг сложившейся ситуации:
Миф первый: «Одному тигру надо 1000 кв. км территории. Площадь Приморского края составляет 164 000 кв. км. Следовательно, 600 тигров в одном лишь Приморском крае — это слишком много!»
Как оно на самом деле. Начнем с того, что не вся площадь Приморского края является ареалом тигра и не все 600 тигров — это взрослые особи, часть из них тигрята. Это важно для точности подсчета.
Итак, площадь ареала амурского тигра составляет 139 618 кв. км, а из 600 особей как минимум 150 — тигрята. Это данные сплошного учета амурского тигра, проведенного в 2021/2022 гг.
Теперь об индивидуальных участках тигров. Важно знать, что размер индивидуального участка тигра зависит от количества обитающих на нем копытных животных. Чем больше копытных, тем меньше участок, и наоборот. В дальнейших расчетах будем отталкиваться от усредненных значений.
Итак, индивидуальный участок одного взрослого (старше 3 лет) самца — 1000 кв. км или 100 000 га. Внутри участка самца находятся индивидуальные участки 4-5 взрослых (старше 2 лет) самок, при их этом участки могут значительно перекрывать друг друга. Участки тигрят (особи моложе 2 лет) находятся внутри участков своих матерей.
Получается, что на 1000 кв. км обитают 5-6 взрослых тигров, из которых 1 самец и 4-5 самок. Это не считая тигрят. Следовательно, существующий ареал только в Приморье пригоден для обитания как минимум 700 взрослых тигров.
Куда же идут тигрята, когда отходят от матерей? По-разному. Чаще просто занимают освободившиеся участки. Ежегодная естественная смертность в популяции амурского тигра колеблется от 15% до 18%, т.е. почти 1/5 всех тигров ежегодно умирает по причинам, не связанным с человеком и его деятельностью. С учетом гибели тигров по вине человека процент смертности составляет уже от 20% до 24%, в зависимости от года.
Кроме этого, согласно данным генетических исследований для предотвращения близкородственного скрещивания в популяции животных и накопления генетических ошибок, которые могут привести к быстрому необратимому вымиранию подвида, для крупных кошачьих (к которым относится амурский тигр) минимально допустимая численность составляет 500 взрослых особей, то есть на данный момент численность тигра в Приморском крае недостаточна. Предотвращение накопления генетических ошибок происходит из-за взаимного обмена особями с территорией Хабаровского края, которое происходит как естественным путем, так и благодаря транслокации.
Миф второй: «Власти ничего не делают, тигру дозволено все, даже нападать на человека, и за это ему ничего не будет, их вообще не изымают. Человеку запрещено даже защищаться, если на него напал тигр!»
Тут, кажется, идёт умышленная подмена понятий, потому что, согласно законам РФ, гражданин имеет право на самооборону при защите своей жизни и здоровья, при этом неважно, нападает на вас человек или дикое животное. Однако необходимо учитывать, списать на самооборону что-то, что таковым не является, не получится. Известны случаи, когда люди заявляли, что стреляли в тигра, защищаясь, но экспертиза показывала, что стрельба велась в спину животному, которое, напротив, не нападало, а уходило от человека. Также отметим, что на территории населенных пунктов нельзя убивать не только краснокнижных животных, а вообще каких-либо животных, выключая кошек и собак, за которых предусмотрено даже более серьезное наказание по ст. 245 УК РФ, чем за убийство тигра (ст. 258.1 УК РФ).
Касаемо того, что тигров не изымают из природы. В данном случае цифры также против «мифотворцев». Так, начиная с 2010 года из дикой природы специалисты изъяли 65 тигров. Из них 45 особей — это взрослые тигры, которых поймали за их «конфликтное» поведение. Из 45 в дикую природу вернулись только 15.
Справка. Порядок изъятия объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 года №13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов», в порядке, установленным Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Регламент утверждён приказом Минприроды России от 18.02.2013 года №60.
Фото: пресс-служба Совета Федерации