Всего в мероприятии участвовали более 300 человек: специалисты международных и национальных природоохранных организаций и высших учебных заведений Китая, России, Индии, Пакистана, Бутана, Казахстана, Кыргызской республики, Монголии, Непала, Вьетнама, Южной Кореи, Австралии, США, Коста-Рики, Нигерии, Катара, Испании, Великобритании и Сингапура.
Фото: China Daily
«Сравнив данные по тиграм и леопардам в Китае и России за период с 2013 по 2015 год, мы можем достоверно заявить, что общими для обеих стран являются 17% леопардов и 42% тигров, обитающих в Китае и сопредельном юго-западе Приморского края — сказал во время церемонии открытия форума Цзян Гуаншунь, заместитель директора Центра исследований кошачьих при Администрации лесов и пастбищ. — Экологическая обстановка значительно улучшилась с момента начала реализации проекта по охране лесов в 1998 году, и все промышленные рубки были прекращены, что позволило защитить тигров и леопардов».
В ходе доклада Цзян также сообщил, что созданная Китаем сеть мониторинга амурских тигров и леопардов в провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян охватывает площадь более 12 000 квадратных километров. Благодаря этой сети ученые получили 4000 видео амурских тигров и более 600 видео дальневосточных леопардов.
По-прежнему есть большие трудности. Структура распространения тигра и леопарда подразумевает, что для дальнейшего развития их популяций требуется создание сети охраняемых природных территорий, строительство международных и внутренних коридоров.
Негативное влияние на свободную миграцию тигров оказывают военные заборы, транспортные сооружения и сельскохозяйственные угодья. Жизнь в небольших изолированных районах может привести к более интенсивному скрещиванию, что приведет к снижению иммунитета.
«Строительства экологического коридора и улучшение качества среды обитания — важнейшие требования. Это может обеспечить экологическую безопасность приграничных территорий и стать хорошей возможностью для совместного преодоления проблем в области экологического и технического управления. Также это может стать моделью транснационального сотрудничества в области защиты видов, находящихся под угрозой исчезновения», — рассказал Цзян Гауншунь.
За 4 дня участники форума обсудили технологии проведения учетов и мониторинга тигров и леопардов, восстановления популяций и мест обитания, разрешение конфликтных ситуаций и другие технические и политические вопросы. Центр «Амурский тигр» представил информации о состоянии популяции амурского тигра в России и ходе реализации мероприятий по изучению и охране, особо было уделен внимание трансграничному сотрудничеству.
«В настоящее время численность популяция амурских тигров в Еврейской автономной области приближается к 20 особям. Как известно, Амур не является препятствием для тигра, он прекрасно плавает, однако весной и осенью, когда по реке идёт шуга, либо, когда лёд ещё не встал, река становится труднопреодолима для животных. В остальное время тигры прекрасно преодолевают данный рубеж, — комментирует генеральный директор Центра «Амурский тигр», кандидат биологических наук Сергей Арамилев. — Если брать недавние примеры — тигр Сайхан и тигрица Лазовка, выпущенные в ЕАО в 2018 году, пересекали Амур, выходили на территорию Китая и возвращались. Создание национального парка на территории России в бассейне реки Помпеевка давно уже назрело. И тут даже дело не в тиграх и трансграничном переходе, а в том, что здесь действительно уникальные леса, красивая пойма реки, поэтому не стоит её отдавать на откуп лесозаготовителям. Тем более, что планируемый нацпарк достаточно далеко от населенных пунктов и не будет мешать хозяйственной деятельности людей, которые проживают в области. Со стороны Китая на этом участке тоже будут вести усиление работы. Трансграничное сотрудничество всегда помогает быстрее реагировать на перемещение животных через границу».
В финальном заявлении все участники форума сошлись во мнении, что для восстановления популяций тигра и леопарда в трансграничных районах требуется продолжить принимать совместные последовательные усилия.